Свободная территория.

Ты можешь говорить все, что приходит тебе в голову. Освободи свой язык от того, что его сдерживает, от тех границ и форм, к которым ты так привык. О чём расскажет твой язык, оказавшись на свободной территории? Что он выскажет?
В этом - начало психоаналитического метода.
Знание себя изначально приходит как знание другого. Как другой стою я и смотрю на себя в зеркало. Я вижу образ тела как целостный объект. Этот объект является мною. Моё знание о себе через зеркало отчуждает того, кто видит, в сторону того, что видно. Субъект за глазом прячется в этот образ себя как другого. Я указываю пальцем на отражение и говорю: "Это Я". Глазки мамины, ушки папины. Прическа как в журнале, одежда из весенней коллекции. Этот другой в зеркале подобно монстру Франкенштейна собран из частей других людей. Происходит отчуждение субъекта к образу Я. Этот образ меня как другого схвачен культурой, модой, историей. Этот образ оценивается через другого. Этот образ оценивается другим. Он схвачен другим и не принадлежит субъекту. Любое желание - это всегда желание другого.
Язык и культура, в которую попадает смотрящий на себя в зеркало, существуют до него по собственным правилам и законам. Лабиринт уже построен до того, как в него рождается минотавр. Весь образ уже назван. Лабиринт уже создан заранее. Вернее, субъект знает о лабиринте - как то, что было до него. История родителей. Бабушек и дедушек. Рода. Означенный мир предзаданных тебе отношений. Мир глазами предков, на их территории. Вместе с языком матери вылизывающим-выговаривающим новорожденного приходит предзаданность оценок и отношений. Предзаданность как продолжение истории оценок и отношений. Родной язык, данный нам по линии родства, говорит о своем. Он просто продолжает говорить в цикле воспроизводства собственных содержаний. Вечная история - это история повторения.
Язык оторван от потребностей организма. Он циркулирует в зазеркалье другого. Это сильно отличает нас от животных, в том смысле, что животные не знают отчуждения вербальных процессов от субъекта потребности. Наш язык лишил нас естественности поведения, посредством отчуждения противопоставил естественности культурное поведение. Этот факт порождает зазор между субъектом с одной стороны и образом Я с другой стороны. Образ Я - всегда с другой стороны. Зазор проявляется как фрустрация или прерывание паттерна реализации потребности или желания. К примеру, субъект не может справить нужду в общественном месте, потому что, "глядя на себя со стороны", он прерывает реализацию своей потребности за счет реализации функции образа Я. Потому что это грозит обернуться плохой историей для него и порождает неприятное чувство. В психологии известен эффект Зейгарник, эффект незаконченного действия. Если прервать какое либо действие в момент его реализации, то это действие будет сильнее запечатлено в памяти, чем законченное действие. Если организм страдает от языка сковыванием, отсрочкой реализации потребности, иногда даже полным отказом от реализации потребности, что в свою очередь ведет к широчайшему спектру психосоматических недугов, то образ Я страдает от вечного давления организма, от его "таковости", от его нужды. Это означает невроз как симптом цивилизации. Как наш общий симптом.
И как тут можно говорить о свободе, когда с одной стороны слепая потребность дремучих ген, а с другой стороны язык, явленный устами наших предков и всех других? С чего начинается свобода? Смерть. "Кто говорит о смерти, учит нас свободе", - говорит однажды Сенека. Смерть позволяет помыслить образ Я как другого законченным. Смерть возвращает взгляд смотрящему. Смерть - это обретение и преодоление отчуждения и всякого рабства. Под угрозой лишения жизни господин отнимает свободу. С мечом у горла раб отдает свободу господину. Он отдает свободу и вместе с этим - свою идентификацию. С этого момента раб становится вещью, объектом. Его назвали и посчитали. У этой вещи есть цена. Эту вещь можно продать и купить. Свободу быть собой он поменял на однозначное определение раба.
В алмазной сутре Будда учит, что задачей каждого бодхисаттвы должно быть причинение истинной и абсолютной смерти всем страдающим существам сансары. Поймите меня верно, выстрел из пистолета в голову не причиняет истинной и абсолютной смерти, напротив - умножает страдания. Смерть - это ключ. Но смерть - это всего лишь слово, означающее, знак. Реальная смерть организма не разрушит то, что находится в зазеркалье. Символическая смерть и перерождение просто необходимы. Наша идентификация часто меняется полностью. Девочка превращается в женщину. Мальчик становится мужчиной. Каждый из этапов - это маленькая смерть и воскресение в другом образе Я. Я-водитель или Я-инженер может легко превратиться в Я-слесарь, Я-менеджер. Сейчас даже пол может быть изменен. Каждый образ Я несет свои возможности и свои ограничения, но все они несут перемены. Сопротивление символической смерти, нежелание ввиду каких-то причин принимать ритм умирающей и возрождающейся природы приводит к неврозу. Существовавшие в древности ритуалы инициации и мистерии забываются. Цивилизация вытесняет смерть. Смерть - это символический выдох. Смерть - это переход. Поэтому психоаналитик старается вести себя как мертвец. Он работает в зазеркалье другого. Будучи мертвецом, он пуст. Будучи пустым, он кажется наполненным. Что-то подобное говорил Лао Цзы в "Дао дэ дзин". Функция психоаналитика родственна функции монаха дзен оборачивающего сознание на само себя. Аналитик стремится быть Другим для клиента. В том смысле, что чем более он пуст, тем чище проявятся проекции и переносы. Тем глубже он станет зеркалом для своего клиента. В процессе психотерапии клиент видит свои отражения, недоступные для обычного зеркала. То, что было, бессознательно становится осознанным. Сознание расширяется за счет понимания бессознательных комплексов и стремлений. Другой также необходим в самопознании, как зеркало в изучении собственного носа. Ввиду того, что образ Я дан мне как другой, мне не обойтись без Другого, чтобы вернуться к себе.
Свобода рождается на свободной территории, лишенной предрассудков "нормальности". Как говорил Лакан, "нормальность" -  это самая страшная из возможных патологий, она совершенно не поддается терапии. Психоанализ -  это свободная территория. Свобода - это результат познания себя. Не нужно стесняться своих "ненормальных" чувств, страхов, желаний и т.д. Напротив, нужно стесняться "нормальности". "Нормальный" человек никогда не освободится от своего невроза. С ним не случится ничего чудесного. Необходимо быть безумцем, чтобы отправиться в психоаналитическое путешествие. У каждого свой путь к удоволетворению и свободе.
(2014)