Однообразие, повторение, ценность.
Физический фундамент нашей вселенной удивительно однообразен. Углубление в познании субатомных частиц раскрывает со всей научной достоверностью очень ограниченный и определенный набор возможностей существования материи. Наша вселенная в своём основании детерминирована конкретной топологией и симметрией, конкретным вариантом математики-геометрии. Это означает что углубление в материю не ведёт к росту разнообразия принципов и форм, а к признанию фундаментального однообразия бытия. Следствие этого однообразия можно проследить на всех уровнях реальности.
Неизменность фундаментальных оснований материи определяет неотличимость всех атомов, например, водорода во всей видимой вселенной. Это значит, что атом водорода в нашей атмосфере точно такой же как атом водорода в самой далёкой наблюдаемой галактике. Во всех наблюдаемых звёздах, которых больше чем всех песчинок на Земле, атомы водорода одинаковы.
Однообразность наблюдается и на макроуровне так, например, все звёзды и планеты шарообразны. Судьбы звёзд, определяемые их массой предсказуемы и неизменны. Звёздное небо хотя и неоднородно, созвездия и звёзды не повторяют друг друга, всё же оказывается принципиально однообразной россыпью космического бисера.
Разнообразие бытия основано на однообразии элементарных форм и принципов и никогда не преодолевает их окончательно. Поэтому на уровне химии мы видим конечное множество элементов и гораздо большее конечное множество их всевозможных сочетаний. Физико-химические свойства прежде всего углерода определяют известную нам жизнь. Самовоспроизводящаяся материя возникает из конечного множества физически возможных химических процессов. Возникает неизбежно, как и любые другие формы материи, например, кристаллы или волны на воде.
Однообразие заложено в основании жизни - воспроизводство на любых доступных основаниях. Все, кто воспроизводят себя гибнут, и все те, кто не воспроизводят себя гибнут. Те, кто воспроизводят себя продолжают жизнь. Вечное повторение.
Именно на этом основании развивается разнообразие всех биологических царств. Всё живое всем своим существованием производит различие и предпочтение, внутреннее и внешнее, съедобное и несъедобное. Эти различия значимы для эволюции жизни. Предпочтение, вытекающее из воспроизводимости задаёт биологическую ценность. Биологическая ценность станет в дальнейшем условием формирования ценности символической.
Жизнь усложняясь требует координации со средой и другими телами, внутренней координации тела. Возникает сигнальная система. Анализаторы и их координация в сохранении жизни. Всё живое преследует лишь одну цель - жизнь. Причём изменчивость формы жизни, мутации проходят подтверждение своей биологической ценности вследствие причастности принципу повторения. Но с возникновением второй сигнальной системы речи и языка ситуация радикально изменилась. Слово, рождённое жизнью и для жизни, оторвалось от истины и способно ко лжи. Слово обменивается на слово минуя реальное и жизнь. И в то же время, слово открыло неисчерпаемый мир знаний и возможностей для жизни. Для человека. И в этом мире слов и мыслей возникает необходимость совладания с ними во имя жизни, возникает благо как одна из символических ценностей. Благо на стороне жизни. Благо повседневно и необходимо. Но как слово благо может отсылать не только к жизни, но и к другим словам, другим целям. И тогда вторая сигнальная система, опираясь на иные ценности, может давать серьёзные сбои в отношении функции поддержания жизни.
Ценности человеческой жизни однообразны как живые тела и их биохимический состав, физика частиц, как набор органов или существующие в экономике специальности. Человеческие ценности, сколь многообразными, безразличными или перверсивными в отношении жизни ни были, не больше таблицы Менделеева. Каталог крупнейшего порноресурса в интернете воплощает конечное множество вариантов перверсий вокруг биологически ценного акта воспроизводства. Однообразие симметрии нашей вселенной отражается и в таблице, и в каталоге, и на рынке, и в кино. Неизбежно и всякий раз мы сталкиваемся с единственностью истины конкретного бытия, и веером мнений или интерпретаций. Истины понимаемой как область пересечения символического и реального. Истина в том, что мы живы. Субъект речи и языка не исчерпывается истиной прямого созерцания и свидетельства, и, в отличие от бессловесных животных, он думает, говорит и действует в соответствии с тем что присутствует в его мышлении. Люди желают невозможного, лгут, не соглашаются с действительностью. Люди отказываются размножаться, уничтожают всё живое, убивают друг друга и убивают себя. Создают доселе невиданное, производят великую библиотеку, производят культуру. Символические ценности возвышают человека над жизнью, но предание забвению ценностей жизни уничтожает человека. Красной нитью Ариадны сама жизнь ведёт мужчин и женщин к рождению ребёнка. Если символический мир, его структуры, культура, не будут вести к продлению жизни, то человечеству неминуемо грозит вымирание. Поэтому всякая постановка вопроса о психическом развитии в естественно-научном ключе будет ориентирована функцией воспроизводства. Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда является отличным примером построения такой теории. Психоанализ вырастает из физиологии и биологии. В дальнейшем неудобная истина, которую представляет сексуальность в психоанализе будет подвергнута цензуре, склоняя к забвению живого основания в последующих поколениях психоаналитиков. Речевая культура так устроена, что покрывает собой реальное в его конкретной и конечной данности. Прямая речь о реальном зачастую травматична, да и вряд ли возможна. Прямая речь о размножении, гениталиях или мат подвергаются строгой цензуре. Слова замещают вещи и отрываются от основы. Язык математики открывает нам не только реальный мир, но и мир всех возможных миров. Наша вселенная с её набором характеристик лишь один вариант из этого каталога. Неудивительно что мы отвлекаемся от истины жизни. В нас гораздо больше человеческого чем животного, о котором мы стараемся не помнить. Это забвение истины однообразно и закономерно. А значит фундаментальное однообразие проявляется и в мышлении как вытеснение или забвение. Не так много реальных условий которые необходимо соблюсти, знаний, которые нужно усвоить чтобы продолжить жизнь. А если у нас есть лишь конечный набор значимых функций, то и дисфункций у нас ограниченное пусть и большее множество.
Путь от ребенка к родителю размечен живой культурой, где на каждом этапе свои задачи, победы и поражения. Путь, в котором меняется и тело, и субъект. Путь проходящий по уже исхоженным тропам. Где последовательно решаются задачи и преодолеваются препятствия. Путь от груди до горшка. Путь от горшка до своей вершины. Необходимый набор этических вопросов приходится решать каждому на этом пути. Принятие решения или отказ определяют позицию и судьбу субъекта. Возможность поддерживать жизнь или невозможность. На пути есть узкие места, в которых проходят или все, или почти все люди. Первые шаги, первое слово, встреча с властью и насилием, первый поцелуй. Необходимая и однообразная последовательность небольшого набора функций субъекта во времени. Мы все очень похожи. Эта схожесть и судеб, и структур субъекта, сродни схожести в составе внутренних органов различных людей или институтов в государствах.
Ориентация психоанализа уникальностью каждого человека - антитезис однообразию психологической типологии. Являясь диалектической мыслью психоанализ удерживает существенное от обеих сторон пары. В теории психосексуального развития однообразие логических этапов становления субъекта сталкивается с неповторимостью времени и окружения, с конкретной неповторимостью субъекта на его пути. Как бы ни были разнообразны декорации и актёры, трагедия происходит всё та же. Поэтому мы научились различать позиции и сюжеты, расходящиеся пучком путей от рождения и сходящиеся к смерти. Увидели причины формирующие психическую сборку, травмы и их шрамы. Различили этапы развертывания жизни субъекта. И видим подобное в различном. Оральный уровень возникающий на границе внешнего и внутреннего, вокруг входного ротового отверстия, связанный с поглощением. Затем анальный, вокруг выходного отверстия, связанный с удержанием. Фаллический вокруг гениталий, отсылающий к закону, принятию пола и социализации. Латентный, являющий собой паузу необходимую для дозревания ребенка до способности к размножению, и отводящий либидо на пути символического. И завершающий генитальный, в котором становится возможным воспроизводство и поддержание потомства, жизни. Никаких других этапов в теории, ориентированной биологическим основанием ценности, быть не может, они не нужны. Ценность уникальности основана и получает собственное основание на отрицании и забвении нашего однообразия. Каждый из нас уникален. Частное, то что отлично от магистрали жизни, ценно для различия нас друг от друга. Юному субъекту чтобы войти в человеческое общежитие приходится обнаружить своё место, своё предназначение.
Поэтому то и скучны однообразные речи стариков, напоминающие нам прописные истины, кормящие неизменно противной кашей своих поучений, вопрошающие о внуках. И мне, уподобившемуся старику, утомившему всех своими рассказами об одном и том же остаётся очередной раз напомнить о необходимости хотя бы раз в год вспоминать о жизни пред лицом неминуемой смерти, о истине, о любви, о насилии и власти, о благе и желании. И спросить: "позаботились ли вы о себе?" И так далее по кругу, в узком кругу.